Thursday, August 1, 2013

Про конфликты

Люди не просто ругаются. В большинстве случаев конфликт – это серия событий развивающихся во времени. Сейчас будет много теории на тему

Можно выделить следующие стадии:
  • Удивление. Ожидания не сошлись с реальностью. Как же так? Мы хотели так, а получилось эдак. Я думал что-то сделано, а оно не сделано. Или может «как же они так могли поступить?». Страшного в этом ничего нет, но…
  •  Надо же что-то делать! Конфликт невозможен без активной позиции. Желание исправить ситуацию, благие намерения, радение о важном – стимулов может быть много. Так или иначе, как минимум одна из сторон начинает активно «улучшать». Часто бывает, что этим все и заканчивается – объяснились, разошлись. Но вот если нет, наступает…
  •  Отчуждение. Формируются стороны конфликта – «мы» и «они». Часто это сопровождается абстракцией и обезличиванием – «евреи», «черные», «менеджеры», «соседи» и т.д. Потому что личные конфликты противны человеческой натуре. А вот вокруг абстракции и на фоне разделения «с нами или с ними» собираются союзники и единомышленники. В конечном итоге формируется…
  • Обвинение. Теперь уже желание разрешить исходную ситуацию уходит на второй план. На первый план выходит «правда» и желание ее добиться, появляется программа действий. Мина взведена и закопана, дело за подходящим поводом. И вот наступает…
  • Активная фаза. Споры, обвинения, угрозы, склоки, открытый конфликт, жалобы, эскалация к высшим инстанциям, вовлечение большего круга участников, а то и явный мордобой. Явный ущерб весь чинится здесь. В ходе активных действий выясняются слабые стороны участников, вытаскивается и становится достоянием общественности всякая грязь. Стороны активно защищаются с помощью фактов или, в отсутствии таковых – интриг, риторики, домыслов и откровенной лжи. Теперь уже и жажда правды уходит на второй план, а главную роль начинает играть…
  • Самообман и самооправдание. В ходе защиты стороны вырабатывают свое объяснение произошедшему. Как правило, в рамках этой модели они в белом а все остальные – враги. С этого момента реальность отходит на второй план, а защита этой модели становится самоцелью. По мере того как в конфликте выгорает «топливо» наступает…
  • Изоляция. Все, что не совместно с самообманом отвергается, общение прекращается. Люди «перестают разговаривать», уходят, увольняются, переезжают, удаляют номера из мобильника… Это стабильное состояние конфликта, он так может существовать вечно.

Конфликт цикличен по природе и может размножаться. Из «обвинения» возникает новое «удивление», из «активной фазы» - новое «обвинение», из «самообмана» - новое «отчуждение» и т.д. В реалии у конфликта несколько переплетенных между собой сюжетных линий.
Как же разрешить конфликт? Одна из рекомендаций - Нужно пройти все этапы в обратном порядке. При этом конфликт как самодостаточная система будет пытаться вернуться в стабильное состояние – изоляцию.

Сначала надо нарушить изоляцию и усадить стороны за стол переговоров. Это часто невозможно, поэтому часто нужен посредник, который уговорит, или высшая инстанция, которая заставит.

Дальше нужно разрушить самообман, само-оправдательную модель, заставить стороны допустить мысль что они не 100% правы. Действовать надо только фактами, но не рассуждениями и интерпретациями. Потому как рассуждая вы построите свою «модель» и окажетесь втянутыми в конфликт. Отсутствие фактов – это тоже победа, так можно заставить хотя бы одну из сторон сомневаться в своей правоте. Для успеха необходимо чтобы как минимум одна из сторон увидела свет в конце тоннеля и пожелала конструктивно сотрудничать. Так вы перейдете в активную фазу.

Энергию активной фазы нужно направить на устранение последствий конфликта. Как минимум выработать обоюдное желание к примирению. Часто стороны уже измотаны противостоянием и охотно соглашаются. Важно, чтобы обе стороны сохранили лицо, иначе ситуация вернется к нападениям, активной защите и самообману. Хорошо если удастся заставить обе стороны мыслить конструктивно и предложить план действий по выходу из кризиса, долгосрочному улучшению и т.д.

Обвинение упраздняется прощением. Это первый формальный шаг, но он необходим. Это веха в разрешении конфликта.

Отчуждению противопоставляется совместная работа или времяпрепровождение. Это может быть реализация плана составленного в ходе активной фазы, или поход в ресторан или кино, или уборка побитой посуды и мебели. Все это рождает созидание и единение.

Для неудовлетворенности есть поощрение. Это может быть прямое поощрение (благодарность, шутливые сувениры…) или косвенное (разбор примера с более широкой аудиторией). Важно, чтобы стороны признали, что теперь стало лучше, чем было. Это их вознаграждение за разрешение конфликта. Если при этом стороны искренне раскаиваются – тем лучше. Христианам уместно исповедаться и причаститься, если до этого не сподобились.
Наконец удивлению противопоставляется знание. Предупрежден – значит вооружен. 

Понимание природы конфликта помогает давить его в самом начале. После успешного разрешения конфликта полезно устроить лекцию или тренинг для закрепления.
Надо отдавать себе отчет, что любой человек может оказаться в конфликтной ситуации независимо от личных качеств, интеллекта, эмоциональной выносливости. Чем раньше вы можете диагностировать конфликт, тем легче вам будет его разрешить. Относиться к конфликту надо как к явлениям природы – это такая же напасть как ураган или засуха.


Терпения и мудрости тебе, дорогой читатель.

No comments:

Post a Comment